Общие сведения о муфтовом чугунном вентиле

Для управления движением потока жидкости применяется разнообразная арматура, включая вентили, задвижки, клапаны и краны. Эксплуатация водопроводных и тепловых сетей основана на использовании трубопроводной арматуры, которая обеспечивает поддержание номинальных параметров теплоносителя в рамках допустимых значений технических характеристик. Регулирование расхода газа или жидкости и запирание прохода газовых или жидких потоков осуществляется при помощи вентилей, среди которых широкое применение нашел чугунный муфтовый вентиль.

Что такое вентиль?

Приведем чертеж традиционного вентиля.



Здесь:

  • Поз. 1 -  корпус;
  • Поз. 2 -  шпиндель;
  • Поз. 3 — золотник;
  • Поз.4 — маховик;
  • Поз. 5 — накидная гайка;
  • Поз. 6 — набивка.

Схема вентиляВентилем принято называть клапан, в котором перемещение золотника (поз. 3) осуществляется резьбовой парой ходовая гайка — шпиндель (поз. 2). При проворачивании шпинделя, передающего крутящий момент от ручного штурвала — маховика (поз. 4) или электромеханического привода (на рисунке не изображен) через ходовую гайку золотнику, золотником  совершается  поступательное движение в сторону седла вентиля. Седлом называется  отверстие в корпусе вентиля (поз. 1) для прохода жидкости. В зависимости от глубины посадки золотника в седле, поток жидкости перекрывается полностью или частично.

Принято считать клапанами те конструкции, в которых ходовая гайка отсутствует, вместо резьбового шпинделя в клапане используется гладкий шток. В этом случае для фиксации затворного узла (седло  плюс золотник) необходимо дополнительное приспособление. Вентиль муфтовый лишен этого недостатка, поскольку в его конструкции функционирует резьбовое соединение шпинделя с ходовой гайкой, обладающее свойствами самоторможения. Благодаря самоторможению, запорный механизм вентиля может достаточно долго оставаться в любом промежуточном положении. Набивка (поз. 6) обеспечивает герметичность вентиля.

Достоинства и недостатки

По сравнению с задвижками и кранами, вентили  имеют ряд преимуществ:

  • Сравнительно небольшой рабочий ход запорного механизма;
  • Как следствие предыдущего пункта, меньший вес и габариты;
  • Плавная регулировка параметров потока, что намного снижает величину усилия гидравлического удара;
  • Возможность регулировки параметров потока вручную или с помощью электропривода;
  • Отличные прочностные характеристики корпуса, обеспечивающие устойчивость как к перепадам давления и температуры в потоке жидкости, так и к внешним механическим воздействиям;
  • Простота достижения герметичности благодаря использованию уплотнений из различных неметаллических материалов;
  • Длительный срок эксплуатации;
  • Простота монтажа, обслуживания и ремонта.

К недостаткам вентилей относятся:

  1. Неэффективная работа на трубопроводах больших диаметров;
  2. Рабочая среда может подаваться только в одно направление;
  3. Значительное гидравлическое сопротивление, обусловленное конструктивными особенностями.

Классификация

Разновидности вентилейПринципов классификации вентилей достаточно много. Основными из них являются:

  1. По типу среды:
    • Газовые;
    • Водяные и паровые;
    • Специальные вентили для агрессивных сред.
  2. По конструкции корпуса:
    • Проходные вентили, имеющие корпус соосными патрубками либо параллельными патрубками. Эта форма является наиболее распространенной для бытовых вентилей проходных муфтовых, хотя обладает большим гидравлическим сопротивлением.
    • Прямоточные вентили, в конструкции которых предусмотрено размещение оси шпинделя под углом по отношению к оси прохода. У этих вентилей небольшое гидравлическое сопротивление, они не имеют застойных зон в корпусе, однако у них сравнительно большая строительная длина и, соответственно, большая масса.
    • Угловые вентили в своей конструкции имеют перпендикулярно расположенные патрубки. Один из них имеет ось, параллельную или соосную с осью шпинделя. Монтаж вентилей выполняется на поворотных участках трубопроводов. Обладают большим гидравлическим сопротивлением. Рекомендуемое давление рабочей среды — не более 6,4 МПа.
    • Трехходовые вентили с тремя патрубками для смешивания или разделения потоков.
  3. По назначению:
    • Запорные вентили и запорно-регулирующие, регулирующие расход среды изменением положения запорного органа относительно движения потока. Бывают ручного и дистанционного управления;
    • Специальные вентили для использования в агрессивных коррозийных средах, в системах с повышенной температурой среды (более 150 градусов по Цельсию) и высоким давлением  среды.
  4. По типу соединения с трубопроводом:
    • Фланцевые вентили, соединяющиеся со свободными концами трубопроводов посредством  плоских колец или фланцев, герметично стянутых шпильками или болтами. Используются в основном для проходных сечений размерами более 80 мм;
    • Муфтовые вентили, соединяющиеся с трубами диаметром  менее 80 мм при помощи резьбовых соединений. Корпус такого вентиля имеет два штуцера, на которых нарезана наружная или внутренняя резьба. В случае наружной резьбы на корпус накручивается муфта, а в ее свободный конец монтируется в сгон трубопровода. Если резьба на вентиле внутренняя, то для соединения с трубой сгон вкручивается в корпус. В общем случае применения клапана (вентиля) муфтового, присоединительные размеры сгонов, муфт, контргаек должны обеспечивать возможность герметичного уплотнения резьбового соединения. Вариант установки вентиля с использованием накрученной снаружи муфты менее надежный, так как получается не соединение «вентиль — труба», а «вентиль — муфта — труба».
  5. По материалу изготовления:
    • Чугун, который сейчас используют в более щадящих условиях, чем латунь, бронзу или сталь, а именно — при невысоких температурах жидкостей и в трубопроводах с давлением не более 1,6 МПа. Главное конкурентоспособное достоинство чугунных вентилей — сравнительно невысокая цена;
    • Латунь и бронза, из которых изготавливают вентили, обладают прекрасными антикоррозионными свойствами по отношению к химсоставу воды, циркулирующей в системах централизованного водоснабжения и отопления. Поэтому вентиль латунный муфтовый в основном используется для бытовых коммуникаций.
    • Стальные вентили применяются в промышленности. В быту их стараются не устанавливать, поскольку в случае недобросовестного изготовления происходит всем известное «прикипание» вентиля, когда ржавеет резьбовое соединение шпиндель — ходовая гайка. Для совершения рабочего хода шпинделя требуются неимоверные усилия, способные «сорвать» резьбу и сломать всю конструкцию.
    • Следует упомянуть также, что производятся вентили из титана, нержавеющей стали, цветных сплавов и даже из пластмассы.

Обозначение муфтовых чугунных вентилей

Муфтовый вентильВ соответствии с принятой сейчас системой обозначений индекс вентиля включает расположенные последовательно пять элементов. Например, обозначение вентиля 15ч9р расшифровывается таким образом:

  • Цифра 15 указывает на тип изделия — вентиль (клапан);
  • Литера Ч — чугунный корпус;
  • Цифра 9 — муфтовый тип соединения с трубопроводом;
  • Литера Р — резиновая прокладка;
  • Отсутствие пятого обозначения указывает на ручное открывание, в противном случае указывался бы условный тип приводного механизма.

Оцените статью:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов: 1 , среднее: 3,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Комментарии

  1. Игорь
    16/02/2015

    В рекламе некоторых кранов проскальзывают понятия «антивзрывная конструкция» и «взрывобезопасность» кранов. Нельзя ли поподробнее? Как они могут взорваться, если это водяные краны?

    • Santehkrug.Ru
      22/02/2015

      Согласно норм безопасности, принятым в РФ и европейских странах для вентилей и шаровых кранов (Раздел 6.5.1 норм ANSI B16.34), конструкция крана должна исключать вырывание штока из корпуса при наличии давления в системе. Вырыв штока происходит по ряду причин, связанных с конструкцией корпуса, и может привести к травмированию оператора. Для газовых вентилей понятие «взрывоопасность» следует понимать в буквальном смысле, поскольку газовая среда взрывоопасна. Это же понятие перенесли и для водяных кранов, имея в виду защищенность корпуса от разрушения, и безопасность персонала при вырыве штока, который подобно пуле может травмировать кого-то из окружающих. Один вариант — противовырывная конструкция штока «anti-blow-out» , предохраняющая шток от выдавливания. Шток имеет специальный упорный буртик , выполняемый в большинстве моделей как единое целое со штоком. Конструкции штока и посадочного отверстия в корпусе гарантируют невозможность вырывание штока под давлением рабочей среды из корпуса крана.

      Фирма Bugatti предпочла другой вариант. В 2001 году из-за ужесточения европейских норм безопасности шаровая арматура Bugatti претерпела серьезную доработку, и теперь шток вставляется не снаружи, как раньше, а изнутри корпуса. Даже при существенном превышении рабочего давления и полностью открученной гайке регулировки уплотнения возможность вылета штока исключена. Так что в новом оригинальном кране Bugatti гайку можно открутить, но шток вынуть не удастся, не говоря уже об аварийном вырыве.

Добавить комментарии:
*
*

Spam Protection by WP-SpamFree Plugin